Сравнение первой статьи современного Семейного кодекса РФ (2003 г.) с правовыми нормами о семье в XIX – начале XX века (в частности, с законодательством 1857 и 1900 годов) показывает глубокую трансформацию правового взгляда на семью — от патерналистского, сословного, церковно-центричного подхода к гуманистическому, светскому, правозащитному.
Рассмотрим краткий сравнительный анализ по принципиальным различиям.
Статья 1. Основные начала семейного законодательства
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
🔹 Ключевые принципы:
➡️ Семья — это сфера личных, свободных, равноправных отношений.
Издание 1857 год. Глава 1. О браке между лицами православного вероисповедания. Первое отделение. О вступлении в брак.
Статья 1. Все лица православного вероисповедания, независимо от их социального положения, могут вступать в брак между собой, не требуя особого разрешения от правительства или освобождения от своих сословий и обществ, к которым они принадлежат. На этом основании допускается брак иностранца православного вероисповедания с российской подданной того же вероисповедания. Общее правило, изложенное в этой статье, подлежит ограничениям и исключениям, установленным в последующих статьях.
Примечания внизу: (а) 1775 Март. 17 (14275) ст. 17; 1782 Іюл. 14 (15460); 1783 Дек. 11 (15991) п. 2; 1806 Іюн. 7 (19486); 1811 Іюнь 8 (20916); (б) 1833 Ноябр. 11 (3360) Это ссылки на исторические акты, которые легли в основу этой статьи. Например: 1775 год — указы Екатерины II 1833 год — указ, утверждающий Устав о бракосочетании
Итог:
Право всех православных (независимо от сословия) вступать в брак.
Отсутствие необходимости государственно-административного разрешения.
Возможность брака между российской подданной и иностранцем-православным.
Но с оговоркой: есть ограничения (например, запрет брака с родственниками, возрастные ограничения и т.п.) — они будут перечислены далее.
В 1857 году действовал Устав о бракосочетании, утверждённый в 1832 году, но дополнявшийся указами. Это — церковно-государственный регулятор, а не «кодекс».
🔹 Основные принципы:
➡️ Семья — институт порядка, подконтрольный церкви и государству.
Издание 1900 год.
Раздел 1. О брачном союзе.
Глава 1: О браке между лицами православного вероисповедания. Отделение первое: О вступлении в брак.Статья 1: Лица православного вероисповедания всех сословий, без различия, могут вступать между собой в брак, не требуя особого разрешения от правительства, а также освобождения от сословий и обществ, к которым они принадлежат (a). На этом же основании допускается брак иностранца православного вероисповедания с российской подданной того же вероисповедания (b). Общее правило, изложенное в этой статье, подлежит ограничениям и исключениям, установленным в последующих статьях. (a) 1775 г., март 17 (14275), ст. 17; 1782 г., июль 14 (15460); 1783 г., декабрь 11 (15891), п. 3; 1800 г., июнь 7 (19443); 1817 г., июнь 8 (20914); 1861 г., февраль 19 (36657), ст. 21— (b) 1835 г., ноябрь 11 (8569).
Комментарий: Это — начало Устава о бракосочетании, утверждённого в Российской империи в 1832 году (хотя некоторые нормы восходят к более ранним указам). Это один из ключевых документов, регулировавших браки среди православных подданных.
Итог:
Любой православный, независимо от сословия (дворянин, купец, крестьянин и т.п.), может жениться или выйти замуж без специального разрешения государства.
Не нужно «выхода» из сословия или общества — это было важно, потому что ранее некоторые браки могли быть запрещены по сословным причинам.
Допускается брак иностранца-православного с российской гражданкой-православной — то есть, государство не препятствовало смешанным бракам, если оба были православными. Однако есть ограничения: например, нельзя жениться на родственнице, не достигнув возраста, и т.п. — эти условия будут указаны далее.
Ссылки: Ссылки вроде «1775 Март. 17 (14275)» — это номера законов по Своду законов Российской империи, где можно найти предшествующие нормы. Например: 1775 год — указ Екатерины II о браках. 1835 год — указ, который допускает брак иностранца с российской подданной.
➡️ Переходный период: церковь по-прежнему доминирует, но появляются зачатки светского права.
| Критерий | Закон 1857 года | Закон 1900 года | СК РФ (2003) |
|---|---|---|---|
| Природа брака | Таинство Церкви | Таинство Церкви | Свободный гражданский союз |
| Роль государства | Контроль через церковь | Контроль через церковь | Защита прав семьи |
| Роль церкви | Полная юрисдикция | Основная юрисдикция | Отсутствует (светское право) |
| Равенство супругов | Нет (муж — глава) | Формально нет | Да (ст. 31 СК РФ) |
| Брак между сословиями | Запрещён или ограничен | Уже не формально, но сложно | Полная свобода |
| Брак с иностранцем | Требуется разрешение | Ограничено | Свободен |
| Вмешательство в семью | Государство и церковь вмешиваются | Частично | Недопустимо (ст. 1 СК) |
| Основа семьи | Порядок, религия, подчинение | Порядок, традиция | Любовь, уважение, права |
| Защита прав семьи | Через церковь и чиновников | Через церковь | Через суд и государство |
| Дети и материнство | Под защитой церкви | Под защитой | Под защитой государства (ст. 1) |
| Эпоха | Характер семьи | Ключевой принцип |
|---|---|---|
| 1857 | Институт порядка, религии, подчинения | «Семья — под церковью и сословием» |
| 1900 | Переходный этап, традиции vs. реформы | «Семья — под церковью, но уже с вопросами» |
| СК РФ | Личностно-ориентированная, светская, правовая | «Семья — под защитой прав человека» |
Статья 1 СК РФ — это революция по сравнению с XIX веком.
Она провозглашает семью как свободный союз равных людей, а не как институт, подчинённый церкви, сословиям или патриархальным нормам.
Если в 1857 году государство и церковь определяли, кто имеет право жениться, то в 2003 году государство защищает право каждого на свободный выбор.
Это — переход от патернализма к правовому государству, от религиозного контроля к гуманистическому праву.
📌 1. Законодательство 1857 года (на основе Свода законов 1832 г., Устава о бракосочетании)
🔹 Правовой контекст:
🔹 Демографический эффект:
🔹 Закон как фактор:
📌 Рождаемость в 1850–1880-х: 6–7 детей на женщину (по данным переписей и демографических реконструкций).
📌 2. Законодательство 1900 года (конец XIX — начало XX века, поздняя империя)
🔹 Правовой контекст:
🔹 Демографический эффект:
Причины:
🔹 Закон как фактор:
📌 Рождаемость в 1900–1913 гг.: в среднем 5–6 детей на женщину, но с резким снижением в городах.
📌 3. Семейный кодекс Российской Федерации (2003 г.) (современная правовая система)
🔹 Правовой контекст:
🔹 Демографический эффект:
🔹 Закон как фактор:
📌 Рождаемость в 2020-х: 1,4–1,5 ребёнка на женщину — ниже уровня воспроизводства (2,1).
📊 Сводная таблица: закон VS рождаемость
| Период | Основной правовой режим | Рождаемость (детей на женщину) | Как закон влиял на рождаемость |
|---|---|---|---|
| 1857–1880 | Церковно-государственный контроль, брак как таинство | 6–8 | Закон обязывал" к браку и деторождению запрещал альтернативы" |
| 1900–1917 | Формально — церковь, фактически — ослабление контроля | 5–6 (в городах — 2–4) | Закон теряет влияние "практика" обгоняет право — начинается снижение |
| СК РФ (2003) | Светское, гуманистическое, правозащитное право | 1,4–1,5 | Закон гарантирует свободу выбора "включая право" не рожать |
Закон не создаёт рождаемость, но создаёт условия, в которых она возможна или невозможна.
В 1857 году закон подавлял выбор, навязывал модель семьи — и рождаемость была высокой по принуждению и необходимости.
В 1900 году закон начинал отставать от жизни — рождаемость снижалась там, где люди получали свободу и образование.
В СК РФ закон провозглашает свободу как высшую ценность — и рождаемость становится добровольной, осознанной, но низкой.
🎯 Главная мысль:
Чем больше прав, тем меньше детей.
Это — не ошибка, а логика правового гуманизма:
Когда человек может выбирать — он выбирает качество жизни, а не количество потомков.
И Семейный кодекс РФ — не враг рождаемости, а результат победы личности над системой.
Вопрос в другом:
Может ли государство, защищающее свободу, одновременно стимулировать рождаемость — не отменяя эту свободу?
Это — вызов XXI века.